О самоидентификации

Все мы ищем себя, по крайней мере, в этом мире и в этой жизни. Вы не ищите? Тогда, полагаю, вас уже не существует. Осталась лишь оболочка, живущая согласно установленным для своей социальной роли стереотипам. Вы четко определились, что являетесь женщиной(мужчиной), врачом(учителем, менеджером, танцором, etc.), женой(мужем), матерью(отцом) и т.д. Как скоро кончился ряд определений, даваемых себе? Прошлись ли вы лишь по общепринятым определениям? Не возвопила ли душа о том, что мало ей быть всего лишь замужней работающей матерью? Или незамужней ведьмой с ореолом роковой соблазнительницы? Где отражение ваших способностей и желаний часами вывязывать замысловатые узоры, колдовать на кухне, забывая о рабочих проблемах, ваять черные свечи, плести венки на лугу, гонять по ночному городу, надламывать, наконец, ложкой корочку пирога, как небезызвестная героиня французского фильма?

Когда определений не хватает, мы начинаем искать новые. Мы задаем массу вопросов и с резвостью ищейки выцарапываем ответы. Многие занимающиеся магией ищут свои магические имена, пытаясь обнаружить то самое истинное имя, которое выведет за собой и те самые истинные знания, которыми они когда-то обладали. Кто-то ищет расу, пытаясь найти “своих” по неким характерным признакам, обнаруженным посредством определенных медитативных занятий. Другие стараются отыскать место, где они жили совсем в ином образе, порой далеком от человекоподобного. Эти попытки необычайно увлекают, учат сосредотачиваться или, наоборот, расслабляться, приносят массу эмоций и порой несут в себе и зерно знания, которое можно использовать и в нынешней жизни. Осознание себя, своих корней, опыта и возможностей дает лучшее понимание себя, нежели социальные штампы, которыми мы награждены в обществе. Поиск себя помогает развить творческие способности, увидеть (не представить, а именно увидеть) мир под другим углом зрения. С одной маленькой оговоркой: при наличии богатой фантазии вы можете слишком сильно попасть под влияние иллюзий о себе и мире, и как следствие, запутать себя еще больше.

Однако в подобных поисках мы повторяем прежнюю ошибку – привязываемся к определениям. Положим, вы – ведьма. Вы нашли себя, поняли, что не являетесь обычной женщиной (хотя со словом “обычная” я могла бы поспорить), можете влиять на реальность какими-либо силами или с помощью определенных инструментов. Но слово “ведьма” тянет за собой целый прицеп условностей. Вы ищете или составляете свои заповеди ведьм, подбираете арсенал ведьмы (готова поспорить, составляй вы свой арсенал как женщины, туда вряд ли вошел бы символизирующий землю булыжник, на его месте лежала бы пудреница), постепенно начиная приклеивать к себе образ ведьмы. Вы несете себя по жизни как ведьма, подчеркивая это и не замечая, что образ ведьмы начинает вытеснять вас из самой себя. При противоречии желаний заботливой подруги с какими-то чертами образа ведьмы, вы выбираете последнее (а как же иначе-то? ведьма должна… если она, конечно, настоящая ведьма, а не поддельная), верная жена уступает место свободолюбивой разухабистой бестии (а разве вы не слышали, сколь важно для ведьмы быть вне рамок общепринятого поведения и придержитваться невоздержанности в сексуальном поведении). Или, к примеру, обнаружили вы свою расу и с патетическим возгласом: “Мне не дано любить! Наша раса вообще любить не умеет!” начинаете рушить свою прежнюю жизнь, где вы, как вам казалось, вполне себе любили своего партнера. И получается, что вами начинают двигать не собственные потребности в чем-то, а представления о том, как нужно выглядеть, будучи ведьмой или представителем одной из древних рас.

Мы часто забываем, что не представляем собой чего-то, что полностью соответствует одному определению, штампу, стереотипу. Все они нужны лишь для облегчения коммуникаций. Куда проще, а порой и эффективнее, представиться домохозяйкой, ведьмой, специалистом по связям с общественностью и т.д. в тех случаях, когда это вызвано определенными жизненными обстоятельствами. Это удобнее, когда нужно дать человеку какую-то опору для дальнейшего общения с вами. Ведь представление “Приятно познакомиться, я!” не дает респонденту ни малейшего представления о том, кем вы являетесь. Но очень важно помнить самому, что ни одно определение не может в полной мере отразить все грани того, что мы из себя представляем.

Мы ищем себя и пытаемся понять кто мы, откуда и зачем пришли в этот мир. Но четкие рамки определений – это лишь кочки на болоте, на которых можно отдохнуть прежде, чем продолжить свой путь. Мы примеряем на себя массу ролей, пробуем на ощупь ткани разных образов, но опасность замереть надолго на одной из кочек грозит тем, кто нашел для себя определение и прочно сжился с ним. Четкое определение себя станет мощным якорем, ограничивающим дальнейшие поиски и заставляющим самодовольно застыть в одной из отлитых форм. И края этой формы помешают увидеть новое в себе, ибо отсекут то, что в них не помещается.

Четко определив себя, в какой-то момент вы можете ощутить, что границы понятия расползаются. Или наоборот, начинают жать, как старые одежды. И вы не можете ни вписать себя куда-то, ни описать себя. Не пугайтесь. Считайте, что вам повезло. Подумайте, что вы не меньше женщина, чем ведьма, и не меньше профессионал в какой-то области, чем женщина. Все это лишь осколки калейдоскопа, и каждый день картинка складывается по-разному, и в нее добавляются новые кусочки. Стоит просто упиваться тем, что вы - это вы, и определения будут не нужны. Что совершенно не противоречит стремлению узнать о себе больше.

Таким образом, если вы точно знаете, кто вы - вы не знаете о себе практически ничего. Если вы уверены в том, что куда-то вписались - вы замерли на месте и остались в прошлом. Если вы живете дальше, то ищете себя, и этот процесс бесконечен, ибо это и есть ваше настоящее. Можно знать, кем вы были, можно хотеть кем-то стать, но невозможно быть уверенным в том кто вы есть.

© Veronica, сентябрь 2006


На Главную страницу
Обратно в раздел




Iter Suum
Сайт создан в системе uCoz